Иконописная мастерская во имя Серафима Саровского

Стиль написания

В разные времена существовали различные стили написания икон и фресок. В основном все шедевры русской иконописи возникли именно в XV, XVII и XIX веках.


Век XV

икона Святой Троицы Андрея Рублёва В XV веке, во время расцвета иконописи, стали известны такие имена, как Даниил Черный, Андрей Рублев. Постепенно на смену иконописцам-монахам приходят люди мирские. Так, например, в начале XVI века особо известен в среде иконописцев был Дионисий. Особенностью его стиля являлось создание житийных икон. В середине такой иконы изображен святой, а по периметру - наиболее значимые события из его жизни. Довольно известны фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре в храме Рождества Богородицы.

Ярким примером одной из наиболее известных и прославленных икон, написанных в XV веке, является икона Святой Троицы Андрея Рублёва. Три Ангела, изображенные на иконе, сидят за столом, посередине которого стоит чаша. На заднем фоне можно увидеть дом Авраама, Мамврийский дуб и гора Мориа. Действие, изображенное на иконе, описано в Библии в восемнадцатой главе Бытия. 


Век XVII

Строгановская школаВ XVII веке церковная живопись становится более приземленной и естественной. В сюжетах на иконах стало появляться большое количество реальных людей и различных бытовых подробностей.

В это время образовалось два направления церковного искусства - годуновская школа и строгановская школа. Наиболее известным мастером строгановской школы был Прокопий Чирин. Именно в строгановской школе зародилась традиция передавать пейзажные панорамы. Заказчиками были купцы Строгановы. Мастера Годуновской школы, напротив, не использовали никаких новшеств, стараясь подражать в своем деле Рублеву и Дионисию. Работы исполнялись по заказу царя Бориса и его сродников.




Век XIX

икона "Отечество" - Пешехоновская мастерская 1854гИконопись XIX века как бы вобрала в себя молитвенное стояние всего народа, искавшего перед образами надежды и утешения.
 Особенностью икон этого века являлись, так называемые, народные иконы, которые были не дорогими и писались в основном в рамках традиционной иконографии. Профессиональные художники при написании иконы старались показать реалистичность и живописность своей работы. Со временем образовалась достаточно устойчивая манера иконописания, которая носила название  «греко-православной», «древнерусской» или «византийской». Наиболее известными мастерами XIX века стали иконописцы Пешехоновы. Заказы этими мастерами исполнялись как в России, так и заграницей. К сожалению, в настоящее время в России известны лишь несколько пешехоновских икон.


Русская икона несет глубокий духовный смысл во внешних проявлениях таких, как стиль и способ написания, изображение храмов, движения и жесты и использование красок и оттенков. Следует отметить, что независимо от многочисленных трудностей, бед, гонений и уничтожения икон, мы можем лицезреть это поистине великое искусство, которое несет в себе не только исторические, но и духовные ценности всего русского народа. А самое главное, является возможностью прикоснуться к этому источнику милости Божией и благодати.