Иконописная мастерская во имя Серафима Саровского

Виды золочения

Сусальное золотоПрижилась на Руси практика золочения икон. Тончайшая позолота нимбов и одежды при изображении православных святых определяет их приобщенность к божественному началу, является символом святости, непорочности и чистоты.


Золочение сусальным золотом

Для золочения используют такие материалы как: масляный и шеллачный клей, сусальное золото, специальные ножи с обоюдоострым лезвием, замшевую подушку, лапку из волосков беличьего хвостика либо кисть лампемзель, зубки для шлифовки. Лампемзель используется при гобтировке на основу сусального золота. Так как листы слишком тонкие, то при соприкосновении с пальцами тут же рассыпаются в прах. Сусальное золото бывает «желтое» или «червонное», а так же «зеленое» золото, но его используют крайне редко.

Пример золочения на нимбеЗолочение на нимбе, на фоне, на полях доски и на разделке одежды следует проводить до того, как будет нанесен красочный слой. Золочение на ассист применяется для покрытия некоторых частей иконы: деталей фонового изображения, нимбов или одеяний святых.

Этот метод используется для проработки деталей поверх масляной живописи. Мастер использует ассист в качестве клеевой основы. Тонко помолотым мелом припорашивается то место, где должна находиться позолота.

Пример золочения всего фона

Ассист – специальный состав, который готовится на основе отстоев пива. Штрихи, которые наносит художник ассистом, называются пробела. Именно на них накладываются пластинки сусального золота. После того, как золото просохнет, оно пристает точно по линии нанесения ассиста.

А с мест, припорошенных мелом, его легко смахнуть гусиным пером. Этот метод позволяет добиться ювелирной точности проработки деталей. Контуры выходят ровные, а цвет - насыщенно золотым. Этот метод русские иконописцы использовали для создания по кайме образа золотого орнамента и росписи одежды. 



Золочение творенным золотом

Твореное золотоЖивопись «творенным золотом» является подобием «золочения на ассист». Золото перетирают в порошок, смешивают с гуммиарабиком и наносят на манер краски кистью, а после шлифуют.

Важный этап работы – полировка покрытия. Нанесенная на полимент позолота шлифуется гладким агатом. Золотое покрытие в результате полировки разравнивается и обретает яркий сочный блеск.