Иконописная мастерская во имя Серафима Саровского

Фрески

Настенная роспись – древнейший вид оформления интерьера.

Из глубины веков дошли к нам уникальные фрески - самый изысканный вид настенной живописи, который создается путем нанесения на сырую известковую штукатурку водяных красок.

Пример православной фрески (рис 1)

Сикстинская капеллаУже во II тысячелетии до нашей эры фреска была распространена в эгейском искусстве, античной культуре. В первые века нашей эры росписи с помощью этой техники создавались у народов Востока, в 10-12 веках Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек создавали с помощью нее вечные шедевры. Фрески Святогорского монастыря (Псков) – яркий пример использования этой техники в древней Руси.Самые удивительные фрески были созданы в эпоху Возрождения: Сикстинская капелла в Ватикане (Микеланджело)


Пример православной фрески (рис 2) А сухой и теплый климат Италии помог сохранить их до наших дней. Главное условие долгожительства фрески, действительно, явялется соблюдение уникальной техники исполнения, за нарушение которой поплатился великий Леонардо да Винчи. В своей работе «Тайная вечеря» он применил новые приемы фрески, использовав для подготовки слоев смолу и темперные краски. Сырость, дожди, несовершенство техники привели к тому, что уже спустя несколько лет после завершения работы фреска начала разрушаться. Сегодня реставраторы прилагают титанические усилия, стараясь сохранить ее элементы.




Как создают фреску?

Для создания классической фрески использовалась известковая штукатурка, раствор которой составлялся из мелкого песка и извести, причем последний слой обязательно наносился на всю площадь картины. Высохшая поверхность протирается пемзой, после чего стена приобретает пористость. Это - одно из обязательных условий закрепления красок. Тщательно промытая водой, стена готова для нанесения рисунка. Предварительные линии рисунка наносятся либо краской, сильно разведенной водой, либо углем.

За сутки до нанесения рисунка стена интенсивно смачивается в несколько приемов известковой водой. Перед началом работы стена снова смачивается водой.

  Краски готовят заранее, составляя тона и примешивая известь. Каждую начатую часть картины необходимо закончить в тот же день и больше к ней не возвращаться. После высыхания на поверхности фрески образуется пленка углекислого кальция, защищающая ее от разрушительного действия времени. В наши дни существуют и другие техники создания фресок, но в любом случае, этот вид искусства требует большого труда, величайшего творчества, мастерства и быстроты в работе.  


Роспись стен силикатными красками

Силикатные краскиСиликатные краски готовят на основе жидкого стекла - водного раствора кремнекислых солей натрия или калия. Они имеют богатую палитру, подобную палитре фресковой живописи.

Применяют под силикатные краски двухслойную штукатурку: первый слой - обычный, второй – из смеси извести пушонки, инфузорной земли (осадочной горной породы, состоящей в основном из диатомовых водорослей), песка и толченного мрамора. Смачивая водой, эту смесь тонким слоем (2-3 мм) наносят на стену.  


Роспись Силикатными красками

Использование силикатных красок дает возможность создавать долговечные произведения живописи. Смешивание красок с жидким стеклом производят на палитре непосредственно перед письмом. При высыхании силикатные краски темнеют, жидкое стекло соединяясь с песком дает прочный красочный слой, поэтому картины, написанные силикатными красками намного долговечнее фресок, не боятся влаги. Однако, щелочные компоненты в составе силикатной краски не позволяют использовать большое количество окрашивающих элементов.