Иконописная мастерская во имя Серафима Саровского

Композиции: Однофигурная

Примером однофигурной композиции в фреске может служить изображение Николая Мирликийского в росписи алтаря в храме Иерусалимской Божией Матери в Белом городке Тверской области. 

Пример однофигурной композиции. Николай МирликийскийНиколай Мирликийский, архиепископ Мир Ликийский (ок. 345-351 гг.). Из многих чудес, совершенных святителем при жизни и после смерти, самое знаменитое - он спас от смерти троих осужденных, причем сперва он удержал руку палача, а потом уже доказал несправедливость обвинений. Кто борется за отмену смертной казни, может считать святителя своим покровителем: если бы ему была важна юридическая истина, он бы действовал "по инстанциям" и удовлетворился бы посмертным оправданием оклеветанных. Но ему была важна жизнь всякого человека. Недаром ему с легким сердцем молятся люди, не считающие себя особенно порядочными, но нуждающиеся в помощи. Есть в облике святителя нечто, превышающее милосердие обычное. Его милость безбрежна, как море. Его особо почитали моряки. Среди его чудес - спасение от гибели моряков, попавших в шторм у берегов Ликии (юго-запад нынешней Турции). Считается покровителем детей, поскольку спас трех девочек, отец которых, разорившись, не видел иного выхода, кроме как послать дочерей на панель. Николай не стал обращаться к властям (впрочем, юридически отец имел полное право выполнить свое намерение), не стал стыдить бедолагу ни публично, ни с глазу на глаз, а бросил ему в окно три кошелька с золотом. Отец не только не пропил подарка, но и раскаялся пред всеми в своем грехе, пусть только мысленно совершенном. Кто подбросил деньги - легко вычислили. Этим эпизодом жития Святителя на Западе объясняли обычай на день св. Николая тайком подкладывать детишкам подарки. Теперь этот обычай "съехал" на Новый Год, а св. Николая на Западе повадились называть "Санта Клаус" (так произносят его имя датчане). Николай Мирликийский был спутан с еп. Пинарским Николаем (обе епархии находились в Ликии), жившим на двести лет (ранее? позже). В Средние века Николаю приписали не только участие в Первом Вселенском соборе, но утверждали, что он на этом соборе ударил находившегося под судом Ария. Лишь в XIX в. историки осмелились доложить, что это выдумка, но не переводятся «добрые» христиане, желающие верить, что можно и нужно бить врага – под предлогом, что враг-то Христов, а не мой личный. Тем не менее, и в христианской среде есть люди совестливые. В России они сочинили, к примеру, легенду о пьянице, которому Николай, якобы, не давал войти в рай: «Святителем не подобает рукою дерзку быти. В законе пишет: не убий, а ты убил рукою Ария треклятаго». Подействовало. Но не на всех действует христианская логика. Память 6/19 декабря, в КЦ 6 декабря; только Русская Церковь 9/22 мая празднует так же перенесение мощей в Бари. Венецианский францисканец Иордан (начало XIV в.) утверждал, что мощи были в 1087 г. захвачены венецианской армией и перевезены в Венецию, где и покоятся в храме св. Николая. Правда, Иордан утверждает, что корабль приплыл в Венецию 8 декабря в день памяти Николая, а еп. Остийский Лев (XII в.), также утверждающий, что мощи были захвачены венецианцами, называет 7 мая 1087 года.


 

Примером однофигурной композиции в иконе может служить икона Ильи Пророка.Илья Пророк

Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы.

Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава Идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что, если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте.

Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят от того, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника: один - Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24).

Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и опалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал. 

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет предтечею страшного второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророку Илие молятся о даровании дождя во время засухи.