Иконописная мастерская во имя Серафима Саровского

Композиции: Мнгофигурная

Многофигурная композиция фрески. Страшный суд.Представителем многофигурной фрески является композиция Страшного суда из росписи западной стены притвора в храме Иерусалимской Божией Матери в Белом городке, Тверской области.

Иконография Страшного суда – одна из наиболее сложных композиций в христианском искусстве. В композиции Страшного суда иллюстрируются темы, взятые, в основном, из Евангелия, Апокалипсиса, из Слова Ефрема Сирина, Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы, а также народных духовных стихов.

В Страшном суде изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства. Сложная композиция икон Страшного суда давала возможность верующему постичь подробности эсхатологической перспективы. Как правило, фрески и иконы Страшного суда располагаются на западной внутренней стене храма. Таким образом, это было последнее, что видел верующий, покидая храм после службы. Истоки изображения Страшного суда восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Позднее Страшный суд входил в систему стенных росписей как византийских, так и русских храмов, был распространен также и на Западе.

Известное на Руси наиболее раннее фресковое изображение Страшного суда находится в Кирилловском монастыре в Киеве. Оно выполнено в XII в. Изображение Страшного суда в Георгиевском соборе Старой Ладоги относится к 80-м гг. XII в., а в церкви Спаса Нередицы в Новгороде напиано в 1199 г., в Дмитровском соборе во Владимире - в конце XII в. До нас дошли также фрагменты Страшного суда, написанного Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах в Успенском соборе г. Владимира. Наиболее раннее известное нам изображение в иконописи относится к XV в. (икона первой половины XV в. в Успенском соборе Московского Кремля). Несмотря на композиционную сложность, у икон Страшного Суда весьма структурированная «топография». 




Многофигурная икона. Живоносный источник Божьей МатериПримером многофигурной композиции в иконописи может служить образ Божией Матери - Живоносный источник.

Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Божией Матери, став впоследствии императором (455—473 гг.), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834—1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм, который действует до сего времени.